Определение термина «антирека»

Общепринятого определения данного понятия в настоящее время еще не существует. В наиболее упрощенном понимании это водоток, в котором искусственно создается течение, идущее в направлении, противоположном естественному. Так, согласно нормативному документу «Временные методическим указания к изучению санитарных условий водопользования и жизни населения при территориальном перераспределении речного стока» (Утв. 31.03.1983г. №2685-83), «антирека» – это «водоем с обратным течением», возникающий (в.т.ч. временно) благодаря функционированию специальных гидротехнических сооружений. Используя это определение «антирекой» именовали, например, участок канала в котором в периоды забора воды на полив происходило изменение направление движения воды.

Использование подобной трактовки термина в как в области экологии, так и в области гидротехнического строительства нецелесообразно, поскольку вносит путаницу в интерпретацию осуществляемой деятельности. Если проект предусматривает временное движение воды в обратном направлении на небольшом участке естественного русла (например, во время забора вод в ирригационную систему) – это «антирека». Но, если передвижение воды в другом направлении и в другое место происходит по каналу – это «отвод вод». Мы рассматриваем в качестве антиреки любое искусственное перемещение потока вод из одной географической точки в другую. В целях удобства совокупного анализа всех видов межбассейновой переброски вод, мы считает целесообразным включить в данную категорию объектов и потоки вод (в т.ч. и заключенные в трубопроводы), идущие от опреснителей (т.е. перебрасываемые из морских бассейнов). Очевидно, что семантически использование понятия «антирека» для обозначения этих объектов, необоснованно. Но с функциональной точки полнее оправдано. Они играют ту же роль, что и другие виды антирек.

Основное предназначение антирек – это перераспределение ресурсов пресной воды и их доставка в район, где ощущается их острый дефицит. Подобная ситуация всегда сопровождается не только резким ухудшением жизни населения, но и экологических условий. Более подробно проблемы, обуславливаемые дефицитом пресной воды рассматриваются на странице сайта Миовой кризис водопотребления. Здесь же мы только укажем на то, что организация любой антиреки – это организация управляемой природно-технической системы (ПТС). Исходя их этого в опубликованных нами работах дается следующее определение данного термина: Антирека – это управляемая управляемая природно-техническая система, создаваемая для средне- и крупномасштабной межбассейновой или межрегиональной переброски водного стока (годовой объем перебрасываемого стока: 1-5 км3 и более 5 км3). Водная система (бассейн, водоток), из которого изымается часть стока, именуется донор антиреки, а водная система (бассейн, водоток), в которую добавляется сток, – реципиент антиреки.

<

Виды антирек


Исходя из функционально-географических особенностей, можно выделить:


С функциональной точки зрения к бессточным антирекам можно отнести ПТС, состоящие из промышленных опреснителей морских вод и связанной с ними системы водоснабжения. Донором антиреки в данном случае служит морской бассейн.

Экологические и социально-политические аспекты организации антирек


В настоящее время в России распространено ошибочное мнение о том, что что попытки организация антирек проводилась исключительно в СССР. На самом деле строительство систем межбассейновой переброски речного стока (антирек) осуществлялось начиная с глубокой древности. В новейшей истории эта деятельность не встречая массового осуждения в обществе проводится во многих развитых странах, например, в Канаде, США, Китае. В России проекты перераспределения речного стока возникли задолго до образования СССР. Так, в последней трети XIX века был предложен проект переброски воды из бассейна Оби и Иртыша в бассейн Аральского моря с целью предотвратить сокращение его объема. Возможно, что своевременная реализация данного проекта позволила бы не допустить произошедшую впоследствии крупномасштабную экологическую катастрофу.


В советское время работа над проектами по межбассейновому перераспределению речного стока с целью предотвращения водного дефицита также проводилась. В некоторых работах 30-60-х гг. ХХ века вместо термина «антирека» употреблялось название реки-донора водных ресурсов с добавлением частица «анти», например, Анти-Печора, Анти-Сухона и др. Реализация этих проектов, осуществляемая с учетом экологических последствий, также как в США и других странах, смогла бы решить ряд существующих водохозяйственных проблем, например, покрытия периодически возникающего дефицита вод в Волжском бассейне.


Но в конце ХХ века отношение общественности в нашей стране к подобным проектам стало принципиально негативным в связи опасениями крупномасштабной деградации окружающей среды. В значительной мере подобная реакция обоснована. Создание антирек действительно может вызвать изменение экологических условий в весьма значительных масштабах. Но такими же последствиями сопровождались практически все аспекты развития человеческой цивилизации. Например, создание посевных площадей на месте уничтоженных естественных экосистем. Кроме того, для восприятия массовым сознанием термин «антирека» весьма неудачен, поскольку включенная в него частица «анти-» ассоциируется с негативным воздействием на реку. Вместе тем, следует вспомнить, что вырубка леса и экспорт древесины столь острой реакции общества не вызывает, хотя восстановление лесных ресурсов требует десятилетия, а восстановление объема речного стока после прекращения изъятия вод произойдет самое позднее через несколько месяцев. Не вызывает возмущения общественности крупномасштабная добыча и вывоз за пределы страны полезных ископаемых, запасы которых вообще не восстановимы. Таким образом негативный имидж антирек в массовом сознании во многом представляет собой результат PR-компаний, широко развернувшихся при обсуждении проектов переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию.


Надвигающийся мировой кризис водопотребления и изменение водности речных систем в период происходящих глобальных климатических изменений требует пересмотра подобного отношения к антирекам. Так, понижение солености вод Северного Ледовитого океана, связанное с увеличением стока сибирских рек будет иметь весьма нежелательные не только экологические, но климатические последствия. Кроме того, увеличение нормы осадков, обусловленное глобальным потеплением создает угрозу крупных природно-техногенных катастроф в результате наводнений и разрушения гидротехнических сооружений (плотин ГЭС и др.). Так, повышение водности р.Енисей потребовало срочного строительства дополнительного водосброса на Саяно-Шушенской ГЭС. Этот избыток вод мог быть отведен в смежные с водохранилищем ГЭС засушливые регионы. Вместо издержек на организацию холостого сброса вод была получена финансовая выгода, возросло бы геополитическое значение страны – экпортера воды

.
Существует мнение, что мировой кризис водопотребления может быть решен на основе импорта «виртуальной воды» или «водоемкой продукции». То есть замена поставок в них воды, как таковой, поставками в них продукции, изготовление которой требует затраты значительного количества водных ресурсов, из стран, которые подобного дефицита не испытывают. Однако следует вспомнить, острый дефицит воды испытывают в основном «бедные» страны, у которых нет средств на приобретение этой продукции. Кроме того, импорт виртуальной воды не решит экологические проблемы и даст возможности развиваться сельскому хозяйству. Противниками антрирек высказывается также мнение, что межрегиональной переброске речного стока во многих случаях невозможна из-за географических преград (горных хребтов и др.). Но, как мы видим на примере развития сети нефте- и газопроводов, их прокладка при необходимости осуществляется даже через моря. Во время мирового кризиса водопотребления востребованность прокладки аналогичных водопроводов станет еще больше, а экономическая обоснованность этих проектов, уступит свое лидирующее значение социальной необходимости. Они протянутся не только через горные массивы, но и как современные нефтепроводы и через морские акватории. Например, таким образом, уже производится водоснабжение Гонконга и Сингапура. Возможность разработки аналогичных проектов рассматривается сейчас и для обеспечения устойчивого водоснабжения Крыма.

Водноресурсная логистика


На практике перемещение больших объемов воды из одного региона в другой рассматривается как разновидность поставки определенного вида товарной продукции, т.е. изначально представляет собой решение логистической проблемы. Согласно определению, данному в п. 3.220 ГОСТ Р 55348-2012 «Системы управления проектированием. Словарь терминов, используемых при управлении проектированием», основная задача логистики состоит в управлении логистической цепочкой – т.е. последовательностью операций, обеспечивающих перемещению товаров от производителя сырья до конечного потребителя. При поставках традиционных видов товарной продукции для этого используются уже существующие транспортные коммуникации, средства перевозки грузов и объекты инфраструктуры. Существует и исторически сложившаяся правовая система, регламентирующая передвижения этих товаров по логистическим цепочкам. Для перемещения водных ресурсов, как разновидности рыночного товара, аналогичные цепочки еще только начинают создаваться, как и правила, осуществления этой деятельности. Именно специфичность водных ресурсов как вида товарной продукции потребовала введение понятия водноресурсная логистика, под которой мы подразумеваем создание путей крупномасштабной межрегиональной транспортировки водных ресурсов, а также разработку правил и методов управления этим процессом.


Пути перемещения вод можно обозначить как трассы водноресурсной логистики, а их отдельные элементы (водохранилища, каналы и т.п.) как объекты водноресурсной логистики. Создание трасс и объектов водноресурсной логистики осуществляется не только для переброски вод из многоводных речных бассейнов в засушливые регионы. При развитии мощных систем промышленного опреснения морских вод их строительство также будет необходимо для расширения площадей обводняемых территорий. Эта же задача неизбежно возникнет при организации деятельности по транспортировке и переработке (контролируемом стаивании) антарктических ледников.


В любом случае строительство трасс и объектов водноресурсной логистики влечет за собой расширение и углубление техногенной трансформации биосферы, т.е. крупномасштабное изменение окружающей среды. Достигнув определенного уровня, эта деятельность может вызвать изменение глобального круговорота воды (гидрологического цикла) и оказать влияние на климат в ряде регионов. Но в настоящее время человечеству необходимо сделать альтернативный выбор, каждый из вариантов которого будет сопровождаться нежелательным воздействием на окружающую среду. Первая из этих альтернатив заключается в попытках воспрепятствовать дальнейшему техногенезу биосферы. Но подобная стратегия в условиях непрекращающегося роста народонаселения планеты не остановит развития грядущего мирового кризиса водопотребления. В этих условиях основной целью во многих странах станет любой ценой, игнорируя экологические проблемы, удовлетворить потребность населения в пресной воде, в т.ч. для выращивания сельскохозяйственной продукции, необходимой для обеспечения этого же населения не только питьевой водой, но продовольствием, необходимым для его выживания. Вторая альтернатива – это постепенное создание глобального механизма управления запасами пресной воды, основанное на компромиссном решении социально-экономических, геополитических и геоэкологических проблем.

Системное развитие водноресурсной логистики, осуществляемое на основе взаимоприемлемого решения всего комплекса сопутствующих проблем, требует соблюдения следующих базовых принципов:


1. Экологически ориентированная оценка принципиальной возможности экспорта водных ресурсов, которая должна основываться на определении их избыточных запасов, изъятие которых из речного бассейна не будет иметь негативных экологических последствий, а, напротив, будет способствовать сохранению благоприятной ситуации в окружающей среде. Прежде всего, этот отвод паводковых вод на крупных реках, сток которых способен нанести серьезный экономический ущерб и ухудшить экологическую ситуацию. Для обозначения объема этих вод, избыточных как с водохозяйственной, так и с экологической точки зрения, нами предложен термин мобильные водные ресурсы (МВР). Именно они, и являются основной частью потенциально доступных водных ресурсов (помимо воды, аккумулированной в ледниках, и воды, получаемой в результате опреснения морских вод). Объем МВР должен определяться на основе специальных гидрологических исследований с учетом многолетней динамики речного стока. В качестве оптимальных доноров МВР следует рассматривать крупные реки, для которых наблюдается устойчивый тренд роста водности, представляющий угрозу возникновения катастрофических наводнений. Необходимым условием организации экспорта МВР является возможность их временного депонирования (накопления запасов) в объеме, необходимом для обеспечения их бесперебойных поставок, достаточных для удовлетворения потребностей стран-импортеров. В качестве таких первичных депозитариев в предкризисной ситуации целесообразно использовать уже существующие водохранилища. Например, это водохранилища ГЭС, одной из функций которых является регулирование речного стока, включая предотвращение негативного воздействия избытка вод во время паводков.


2. Обоснованность необходимости транспортировки вод. Очевидно, что осуществление подобных проектов целесообразно только в том случае, когда перспектива их длительной эксплуатации не вызывает сомнений. По этой причине для окончательного решения о проектировании трасс водноресурсной логистики необходима обоснованная уверенность в том, что региональный кризис водопотребления, для ликвидации которого планируется создание системы региональной транспортировки вод, не может быть решен каким-либо иным, более экономичным путем (например, строительством промышленных опреснителей морской воды). Одновременно всегда следует помнить, что вода – это обязательное условие существования человека. Поэтому обоснование целесообразности транспортировки водных ресурсов должно основываться не только на экономической выгоде в ближайшей перспективе и выигрышном решении текущих геополитических задач, но и на учете возможности предотвращения гуманитарных и экологических катастроф в будущем. Следует также обратить внимание, что с экономической точки зрения целесообразность межрегиональной транспортировки МВР может определяться не только размерами выгоды от их продажи, но и объемом финансовых средств, затрачиваемых для предотвращения ущербов, периодически наносимых наводнениями, которые обусловлены самопроизвольным стоком тех же самых МВР в Мировой океан. Например, только на ликвидацию последствий одного катастрофического паводка на р. Амур, произошедшего в 2013 г., Правительством Российской Федерации было выделено 40 миллиардов рублей. По прогнозам специалистов подобные и даже большие по своим масштабам явления могут неоднократно повторяться уже в ближайшем будущем. Кроме того, значительную роль может иметь геополитический фактор. Страна-экспортер МВР значительно укрепляет свои позиции в регионе, который их импортирует. Обобщенная оценка перспектив целесообразности организации экспорта-импорта воды может быть осуществлена в форме составления карт-схем водно-ресурсной логистики, отражающих требующие отвода объемы МВР, возможные способы прокладки трасс водноресурсной логистики и состав объектов, необходимых для их эксплуатации (шлюзов, насосных станций и др.). Во многих случаях может существовать несколько вариантов одной и той же карты-схемы, из которых необходимо выбрать более экономичный и экологически безопасный.


3. Комплексный подход к разработке проектов водноресурсной логистики. Реализация данного принципа носит двоякий характер. Во-первых, при поиске путей транспортировки вод необходимо использовать все уже существующие гидротехнические системы. В этом плане перспективным, например, является решение задач водноресурсной логистики в едином комплексе с организацией так называемой транспортно-энергетической водной системы (ТЭВС). ТЭВС представляет собой систему, объединяющую водные объекты естественного и искусственного происхождения. Она создается для перевозки грузов по внутренним водным путям и для использования движущихся по ним водных масс для получения электроэнергии. Гипотетическая модель развития ТЭВС была разработана русскими инженерами еще в 1909 г. – «Междуведомственной комиссии для составления плана работ по улучшению и развитию водяных сообщений Империи». Она включала восемь магистралей: три широтные (Северо-Российская, Средне-Российская, Южно-Российская) и пять меридиональных (Черноморско-Балтийская, Каспийско-Балтийско-Беломорская, Обская, Енисейская, Ленская) (рисунок 1). Эти водные пути охватывали большую часть Евразии и представляли собой основу для организации континентальной водноресурсной логистической сети (определение этого термина дано ниже). В настоящее время вопрос о создании ТЭВС Евразии вновь обсуждается в научно-технической литературе. В перспективе реализация подобного проекта может обеспечить доставку грузов водным транспортом из стран Евросоюза через территорию Российской Федерации в Китай и страны центральноазиатского региона. Затраты на создание ТЭВС окупаются экономией топлива при транспортировке грузов. По данным Французского агентства по окружающей среде и управлению энергоресурсами при расходе одного литра горючего на расстояние одного километра можно перевезти автотранспортом 50 т, железной дорогой – 97 т, а речным транспортом – 127 т грузов.

Кризис водопотребления

Рисунок 1. Гипотетическая модель транспортно-энергетической инфраструктуры Евразии по Соловьев, 2014 (СМП - Северный морской путь).


Во-вторых, прокладка водных коммуникаций для транспортировки вод может попутно использоваться и в гидроэнергетических целях. Примером может служить, All-American Canal – крупномасштабная многофункциональная ирригационно-гидроэнергетическая система, созданная в 1928-1942 гг. По ней отводится 90% стока р. Колорадо (Калифорния), используемого для удовлетворения нужд водопотребителей в других регионах США. Одновременно поток транспортируемых вод проходит через каскад ГЭС, общей мощностью 58 МВт. Соблюдение принципа комплексного подхода может значительно повысить рентабельность и востребованность организации межрегиональной транспортировки вод. Он может быть реализован лишь на отдельных участках трассы водноресурсной логистики. Например, в одной из ее частей транспортировка воды может осуществляться по трубам (закрытым каналам), а в других частях по искусственным или модифицированным природным водотокам, используемым в нескольких различных целях.Непременными условиями совмещения участков водноресурсных логистических систем с участками воднотранспортных и водно-энергетических систем являются:


4. Обеспечение устойчивой поставки вод. Данный принцип может быть реализован только в том случае, если объекты водноресурсной логистики обеспечивают достаточный уровень независимости транспортировки вод от флуктуаций гидрологического режима рек-доноров МВР. Для этого в наиболее простом варианте трасса водноресурсной логистики (рисунок 2) должна включать следующий набор функционально связанных объектов (составных элементов трассы):


Составные элементы трасс водноресурсной логистики можно разделить на основные (обязательные) и дополнительные. К основным элементам относятся: первичный и терминальный депозитарии МВР и транспортирующие ГТС. К дополнительным все остальные.

Кризис водопотребления

Рисунок 2. Схемы структур водноресурсной логистики.


5. Учет долгосрочных перспектив развития водноресурсной логистики. Структура трассы транспортировки вод может быть и более сложной, чем рассмотренная выше система последовательно расположенных объектов водноресурсной логистики. Например, промежуточные накопители-депозитарии МВР одновременно могут принимать воду от нескольких их доноров или могут поставлять воду нескольким реципиентам. Возможна также ситуация, когда один реципиент подпитывается из нескольких депозитариев. Наконец, для большей устойчивости водоснабжения несколько промежуточных депозитариев могут быть соединены между собой. Это расширяет возможности перераспределения избытков воды или компенсации ее нехватки при транспортировке по одному из путей, связывающих донора водных ресурсов и их реципиента. В соответствии с этим можно выделить несколько видов трасс водноресурсной логистики различной сложности:

Кризис водопотребления

Рисунок 4. Межрегиональная водноресурсная логистическая сеть.


Материальная база для формирования водноресурсных логистических комплексов и сетей может возникнуть только как результат длительного и многоэтапного процесса, обозначаемого термином восходящее проектирование (bottom-up approach). Она заключается в создании отдельных объектов, изначально предназначенных для последующего объединения в единую систему. В рассматриваемом случае это подразумевает создание трасс водноресурсной логистики, оптимальных не только с точки зрения получения сиюминутной выгоды, но и развития в долгосрочной перспективе на основе включения в более обширные системы (рисунок 5). Разработанный по данной методологии проект может включать проектируемые водноресурсные трассы 1-ой, 2-ой, 3-ей очереди т.д.

Кризис водопотребления

Рисунок 5. Стратегия развития водноресурсной логистики.


6. Достижение международных соглашений по стратегии и перспективам развития водноресурсной логистики. В современном мире строительство и эксплуатация систем межрегиональной транспортировки водных ресурсов требует выработки специальных международных правил, регулирующих эту деятельность. Принципы, ранее выработанные для решения трансграничного использования речных бассейнов, для этой цели непригодны. Международные правила использования складывались в процессе длительного совместного исторического развития государств. Население воспринимает их как неотъемлемую часть своей страны. В отличие от этого трасса водноресурсной логистики, прокладываемая через государственные границы, – это возникший в кратчайшие сроки новый техногенный объект, конечную пользу или вред которого еще предстоит оценить. Но данная проблема не ограничивается очевидной необходимостью достижения договоренности между экспортером и импортером МВР, а также со странами-транзитерами. Отдельная проблема – вопрос о собственнике МВР. В отличие от нефти ресурсы пресной воды во многих случаях нельзя однозначно рассматривать как собственность конкретного государственного образования, уподобляя их своеобразным водным месторождениям. Именно поэтому решение указанной выше задачи является не только (и даже не столько) проблемой дипломатии, сколько водноресурсной логистики. Причин этому несколько. Во-первых, крупные речные системы нередко формируются на территории нескольких государственных образований. Так, основными источниками стока р. Амур являются р. Зея и р. Бурея, расположенные на территории Российской Федерации, и р. Сунгари, протекающая по территории Китая (КНР). Недавние мощные наводнения на р. Зея указывают на то, что она, вероятно, может рассматриваться как потенциальный источник МВР. Но в периоды сильных наводнений эти воды сбрасываются в р. Амур, на базе стока которой в КНР уже сейчас разрабатывается несколько проектов межрегиональной переброски вод, которые вызывают озабоченность в России. Условия взаимоприемлемых соглашений могут существенно отличаться, в том случае, если КНР можно будет предложить воду значительно лучшего качества, транспортируемую из водохранилищ-депозитариев МВР, созданных на р. Зея. Во-вторых, любые скопления вод представляют собой фрагменты глобального круговорота воды. В нем участвуют вся поверхность земного шара, недра, толщ воды и атмосферы. По этой причине глобальный круговорот воды может считаться достоянием всего человечества в целом, а его значимые изменения, представляют жизненно важный интерес для всех стран. Следовательно, такая деятельность должна быть своевременно отрегулирована на международном уровне. Именно поэтому конечным результатом этих усилий должна стать не организация континентальных водноресурсных логистических сетей, а создание института глобального управления водными ресурсами, способного решать эти проблемы в планетарном масштабе.


7. Водноресурсная логистическая структура должна проектироваться и функционировать как единая управляемая природно-техническая система. Напомним, природно-техническая система (ПТС) – это совокупность функционально взаимосвязанных природных, природно-техногенных и техногенных объектов. Управление состоянием ПТС достигается возложением на один из ее элементов функции экологического регулятора. Его роль в настоящее время, например, выполняют некоторые ГЭС, осуществляющие санитарные и экологические попуски вод, регулируя условия жизнедеятельности населения и состояние окружающей среды на прилегающих к реке территориях. Основная задача при создании управляемых ПТС заключается в поддержании условий, обеспечивающих безопасность существования всех объектов, являющихся элементами данной системы, включая природные экосистемы. Для иллюстрации на рисунке 5 представлена схема управляемой ПТС, создаваемая на базе терминального депозитария МВР. Аналогичные ПТС должны создаваться и на всех других участках водноресурсных трасс. Например, на основе промежуточных депозитариев МВР могут создаваться ПТС, включающие объекты поливного земледелия, лесопосадки и гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС), стабилизирующие работу региональных систем электроснабжения. Следует отметит, что, помимо прочего, управляемые ПТС позволяют осуществлять централизованный контроль водопользования. В свою очередь это обеспечивает организацию рационального водопотребления, а также защиту водных объектов от истощения и загрязнения, т.е. предотвращение возникновения химического, инфраструктурного и институционального водного дефицита.

Формирование международного рынка ресурсов питьевой воды


По расчетам специалистов в 2025-2040 гг. наступит мировой кризис водопотребления, который неминуемо повлечет за собой крах экономики и сложившейся геополитической системы. Формально в качестве даты наступления этого события рассматривается момент пересечения графиков объема мирового потребления пресной воды и объема ее доступных запасов. Но видение мирового кризиса водопотребления как наступления ситуации, когда все люди начнут ощущать острый недостаток воды принципиально неверно. В различных регионах планеты развитие этого кризиса происходит исходя из существующих в них условий. При анализе данной проблемы следует обратить внимание на ее следующие аспекты:


1. Уже сейчас существуют области, в которых недостаток воды достиг критического уровня. Это так называемые региональные кризисы водопотребления.


2. После официальной даты наступления мирового кризиса водопотребления будут продолжать существовать регионы, не испытывающие дефицита водных ресурсов.


3. Объем доступных водных ресурсов может быть существенно увеличен, например, за счет опреснения морских вод.


Таким образом, на всех этапах развития кризиса могут существовать неиспользуемые запасы воды или может быть организовано производство пресной воды. Благодаря этому существует реальная возможность избежать надвигающихся катастрофических явлений, которая заключается в своевременном (опережающем) формировании цивилизованного рынка ресурсов пресной воды.


Ряд экспертов полагает, что рынок воды будет подобен современному рынку нефти (рисунок 6). Однако между нефтяным и водным рынками существует ряд принципиальных отличий:

  1. 1. Объем запасов пресной воды подвержен постоянным флуктуациям, обусловленным изменениями гидрометеорологических условий (нормы осадков и водности речных бассейнов). Размах и частота этих флуктуаций повышается по мере развития процесса глобального потепления. В основу формирования рынка водных ресурсов, в отличие от нефтяного, может быть положен принцип корректировки и управления их динамикой. В упрощенной форме – это компенсация дефицита воды в одних регионах за счет избытка их в других, который, так или иначе, необходимо отводить для защиты территорий от затопления.
  2. 2. Пресная вода – это необходимое условие для жизни человека. После прогнозируемого сокращения запасов нефти наступит, так называемый, «постнефтяной период». Произойдет замена технологий, основанных на сжигание углеводородного топлива, на другие. Аналогичный «постводный период» невозможен. Формирование водного рынка не может происходить по законам нефтяного рынка, где главным стимулом является финансовая выгода. Иными словами, нефтепровод строится только тогда, когда это выгодно, водопровод должен функционировать постоянно, даже в тех случаях, когда это приносит значительные убытки.
  3. 3. Вода – это основа сельскохозяйственного производства. Ее дефицит, в условиях уже существующей нехватки пищевых продуктов, неминуемо вызовет массовый голод. Мало известен факт, что наибольшее количество человеческих жертв в природных чрезвычайных ситуациях ХХ века (51%) было связано не с землетрясениями и наводнениями, а с засухой в Восточной Африке. Только в 1970-1974 гг. здесь погибло от голода, вызванного засухами, около 1,2 млн. человек.
  4. 4. В условиях глобального перераспределения нормы осадков межбассейновая переброска вод необходима для подержания существования многих наземных экосистем и экосистем континентальных водных объектов.
  5. Кризис водопотребления

    Рисунок 6. Концепции развития рынка ресурсов пресной воды.


    Некоторые частные аспекты проблемы временно могут быть решена и путем организации рынка виртуальной воды, основанного на поставках влагоемкой продукции. Но устойчивого удовлетворения потребности в воде таким способом по причинам указанным выше добиться нереально.


    Единственно возможный путь создания стабильно функционирующего международного рынка водных ресурсов заключается в сочетании транспортировки воды и системности ее распределения, как жизненно необходимого продукта. По этим причинам данная концепция развития рынка водных ресурсов обозначается нами как системно-трансаквальная. Ее основу составляет иерархия управляемых ПТС, включающая согласованно функционирующие ПТС, образующиеся нам всем протяжении водноресурсной логистической цепочки (сети). Экологический регулятор каждой из этих ПТС, в качестве которого выступают различные гидротехнические сооружения, должен выполнять осуществлять компромиссное распределение воды, идущее на различные цели. Необходимо, чтобы каждый водопотребитель, а в качестве одного из них мы рассматриваем и природные объекты, получил требуемый ему объем водных ресурсов.


    Основная задача организации управляемых ПТС, создаваемых на всех участках водноресурсных трасс заключается в одновременном создании благоприятной социально-экономической и экологической ситуации. Эту деятельность следует рассматривать как важное направление практической реализации провозглашенной ООН «Концепции устойчивого развития».

    Геополитическое значение участия Российской Федерации в формировании международного рынка пресной воды


    Возможность управления жизненно необходимыми водными ресурсами издавна являлось мощным инструментом политического влияния. Так, еще в 1503 году Леонардо да Винчи, в содружестве с Никколо Макиавелли, которого по праву можно считать одним из основоположников современной политологии, разработал технический проект отвода русла реки Арно от города Пизы, в качестве эффективного способа воздействия на население этого города, находившегося в конфликтных отношениях с Флоренцией.И в наши дни важнейшем фактором формирования международного рынка ресурсов пресной воды является геополитическая ситуация. Торговые отношения, формирующие рынок воды, возникают на фоне общего характера взаимоотношений между странами, распределения «зон их национальных интересов». В свою очередь, необходимость импорта водных ресурсов (в т.ч. и водоемкой продукции) может существенно усилить зависимость страны от государства-экспортера не только в области экономики, но политики. По этой причине развитие международного рынка ресурсов пресной воды закономерно повлечет за собой изменение геополитической карты мира.В условиях назревающих региональных и мирового кризиса водопотребления геополитическая значимость манипуляций в сфере торговли водными ресурсами резко возрастает. В более широком смысле эту деятельность, включив в нее все формы политического влияния, связанные с возможностью одних стран целенаправленно изменять количество, качество и доступность потребляемых водных ресурсов в других странах можно обозначить термином «водная геополитика».


    Определяющую роль в формировании водной геополитики могут играть не только страны-доноры ресурсов пресных вод. Более важное место в этой сфере могут занять государства, контролирующие водноресурсные трассы или силы, способные повлиять на условия договоренностей в области купли-продажи водных ресурсов между другими, пусть даже географически удаленными от них странами. Эта деятельность уже рассматривается как отдельное направление сфере международных отношений - водная диломатия. Одна из ее основных задач заключается в достижении выгодных договоренностей о прокладке трасс водноресурсной логистики, а также обслуживании объектов ее инфраструктуры. Следует отметить, что государства, активно занимающиеся водной геополитикой и водной дипломатией, могут не обладать на своей терртории излишками пресной воды. Успеха в этой области страна может добиться осуществляя строительство трасс водноресурсной логистики зарубежом. Именно это и пытаются в настоящее время делать развитые страны (США, ЕС и др.). Очевидно, что в дальнейшем они будут использовать этот фактор для реализации своих геополитических целей. Пассивная позиция Российской Федерации в происходящем сейчас формировании международного рынка водных ресурсов закономерно приведет к утрате ее влияния.


    В современной научной литературе для обозначения направления политической мысли и деятельности, связанной с использованием водных ресурсов вместо термина «водная геополитика» нередко используются термины «гидрополитика» и «водная политика». Вместе с тем, для описания проблем водопотребления данные понятия необходимо четко разграничить. Основной задачей водной геополитики является установление контроля за распределением запасов пресной воды (собственных, трансграничных или даже зарубежных) с целью расширения и укрепления внешнеполитического значения страны. В отличие от этого «водная политика» (гидрополитика) – это общая стратегия властных органов по решению как межгосударственных так внутригосударственных проблем в области использования водных ресурсов. Например, приоритетом государственной водной политики может являться пропаганда повсеместного внедрения водосберегающих технологий или консолидация усилий общества по предотвращению загрязнения водных объектов.


    В водной геополитике можно выделить два основных направления, которые можно обозначить как «ресурсная водная геополитика» и «технологическая водная геополитика».


    Ресурсная водная геополитика – это непосредственное использование самого факта контроля над водными ресурсами как инструмента своего политического влияния. Ее направления весьма разнообразны и определяются несколькими факторами. Наиболее часто это проявляется в возможности одних стан влиять на количество (а иногда и качество) доступных водных ресурсов в других. Даже кратковременный водный стресс, существенно ухудшает условия жизни населения и в кратчайшие сроки способен вызвать ухудшение социально-политической ситуации. По этой причине перекрытие источников водоснабжения с древних времен считалось проверенным и эффективным способом борьбы с противником в ходе военных конфликтов. Например, с этой целью возводились специальные плотины, перегораживающие реки и отводящие их сток. Подобные попытки достаточно часто отмечаются и в современном мире. Например, этот фактор в виде прекращения подачи воды по Северокрымскому каналу использовался Украиной при включении Крыма в состав Российской Федерации. Почти при каждом обострении отношений межу Грузией и Южной Осетией грузинская сторона ограничивала подачу воды в Цхинвал.


    Технологическая водная геополитика – это способность государств укреплять свое влияние, предотвращая кризисные явления в сфере водопотребления других стран на основе строительства гидротехнических сооружений и систем. Прежде всего, это касается ликвидации случаев так называемого инфраструктурного водного дефицита, который может быть преодолен путем строительства водохранилищ, ирригационных систем и т.п. К современным средствам технологической водной геополитики также можно отнести создание систем по межбассейновому (межрегиональному) перераспределению речного стока и строительство промышленных опреснителей на территории других стран. Государства, организации которых способны реализовывать подобные проекты, усиливают свое экономическое и политическое влияние на страны, в которых эта деятельность собственными силами осуществлена быть не может или это экономически невыгодно. В этой связи необходимо подчеркнуть, что реализация системно-трансаквальной модели развития международного рынка на основе использования избыточного стока ряда российских рек не следует рассматривать как их распродажу с единственной целью укрепления ее геополитического влияния. Более важным является достижение ведущих позиций в этом сегменте международного рынка, рассматривая эту деятельность как технологическую водную геополитику. Следует вспомнить какую роль играло в укреплении позиции СССР на международной арене строительство ГЭС в странах Азии и Африки. В настоящее время одной из наиболее конкурентоспособных отраслей стала атомная энергетика. Выход на передовые позиции в таких сегментах рынка как реализация проектов межбассейнового (межрегионального) перераспределения речного стока и систем промышленного опреснения морских вод с созданием соответствующей инфраструктуры на территориях других стран, несомненно, усилит геополитическое значение России. Напротив, отказ от развития этой сферы, по причине ложного представления о путях решения глобальных экологических проблем, существенно, его ослабит.

    Более подробно данные вопросы рассматриваются в публикациях, которые можно скачать бесплатно и без регистрации на нашем сайте.


    1. Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Экологические основы формирования международного рынка ресурсов пресной воды – Вестник Российского университета дружбы народов. Серия экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. №4. С.85–92.
    Аннотация. Разработана новая экологически ориентированная концепция развития водного рынка. Ее практическая реализация и рассматривается как одна из главных задач современной глобалистики и открывает новые возможности для решения ряда других острых проблем в этой сфере.
    файл 6p1.doc
    Suzdaleva A.L., Goryunova S.V. Ecological foundations of international fresh water resources market formation – Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Ecology and life safety. 2014, N4 Р. 92–105. файл 6p1en.doc
    2. Suzdaleva A., Goryunova S. New approach to the formation of international fresh water resources market – British Journal of Science, Education and Culture. 2014. N.1.(5). Р. 28–32.
    Summary. The need for fresh water resources market formation is due to uneven distribution of these resources between states and their acute shortages in some regions. The problem of deficit of fresh water can actually be solved by its interbasin transfer only. The implementation of such projects is inevitable and inevitably accompanied by large-scale negative impacts on the environment. Authors propose a new ecologically oriented concept for the development of water market (systemic trans-water concept). Practical implementation of the concept is regarded as one of the main problems of modern globalistics and opens new possibilities for solving other pressing problems in this area.
    файл 6p2en.doc
    3. Суздалева А.Л. Гидротехническое строительство при организации рынка ресурсов пресной воды – Гидротехническое строительство. 2015. № 9. С. 48-54.
    Аннотация. Рассматриваются пути решения прогнозируемого в ближайшие годы «мирового кризиса водопользования». Развитие парникового эффекта привело к перераспределению нормы осадков во многих регионах. Одновременно с аномальными засухами, усугубляющими остроту кризиса водопользования, в других районах Земли наблюдается увеличение частоты и силы наводнений. Эти проблемы целесообразно решать комплексно путем строительства систем межбассейновой переброски избытка речного стока (антирек) в районы, испытывающие дефицит воды. Их основой должны стать уже существующие гидроэнергетические системы. Системы антирек являются основой формирования устойчивого рынка ресурсов пресных вод, важнейшим фактором стабильности мировой экономической и геополитической системы.
    Ключевые слова: антирека, мобильные водные ресурсы, парниковый эффект, водная геополитика.

    Suzdaleva A.L. Hydraulic engineering in the development of the fresh water resources market – Hydrotechnical construction. 2015. №9. P.48-54.
    Abstract. This article considers new directions for the development of the hydraulic engineering for practical solution to the "global water crisis". Global warming has led to changes in precipitation levels in many regions around the world, as such, different regions are experiencing abnormal floods and droughts. To address water scarcity, it is necessary to construct special hydraulic systems, to store excess water from rivers. These adjustable artificial watercourses (antiriver) and stored water will become the basis for the development of the international market of fresh water resources. In modern conditions the creation of antirivers can also be considered as an effective measure for the protection from natural hydro-meteorological disasters.
    Keywords: crisis of the water utilization, antiriver, mobile water resources, market of fresh water resources, water resource logistics.
    файл 6p3.doc
    4. Суздалева А.Л., Горюнова С.В. Техногенез и деградация поверхностных водных объектов. – М.: ИД ЭНЕРГИЯ, 2014. – 456 с. (монография).
    Аннотация. Монография посвящена комплексному анализу процессов техногенного преобразования водных объектов и их деградации. Эти вопросы рассматриваются авторами непредвзято и многопланово. В отличие от других работ по данной тематике ее авторы не ограничиваются описанием наблюдаемых процессов. Их основная цель – поиск возможностей предотвратить нежелательные явления. На различных примерах техногенеза пресных и морских водных объектов показано, что единственным реальным путем решения данной проблемы является разработка методов управления этими процессами. Библиография: 344 названий.
    5. Suzdaleva A., Gurev A., Tkachev V. Antirivers and their role in the biotechnosphere formation. MATEC Web Conf. 86 (2016) 04046. DOI: 10.1051/matecconf/2016860446.
    Abstract. In the present-day conditions, we need to stop seeing the creation of antirivers as an environmentally hazardous activity. The threat of a global water consumption crisis forces us to build the hydrotechnical systems that will have a significant environmental impact. The scientists’ task consists in prompt development of an interdisciplinary approach to their implementation, combining the resolution of technical, environmental and social issues.
    Keywords: biotechnosphere, natural-technical system, antiriver, interregional water transfers, ecological optimization, global water crisis.

    Суздалева А., Гурьев А., Ткачев В. Антиреки и их роль в формировании биотехносферы. – Перевод статьи, опубликованной на английском языке.
    Аннотация. В современных условиях необходимо отказаться от взгляда на организацию антирек как на экологически опасную деятельность. Угроза мирового кризиса водопотребления вынуждает строить подобные гидротехнические системы, которые окажут значимое воздействие на окружающую среду. Задача ученых состоит в своевременной выработке междисциплинарного подхода к их реализации, совмещая решение технических, экологических и социальных проблем..
    Ключевыеслова: биотехносфера, природно-техническая система, антирека, межбассейновое перераспределение стока, экологическая оптимизация, мировой кризис водопотребления.
    файл 6p5en.docx

    файл 6p5en.pdf




    файл 6p5.doc
    6. Суздалева А.Л. Водноресурсная логистика: международные аспекты – Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 11. С. 5-12.
    Аннотация. Прогнозируемый мировой кризис водопотребления требует построения системы межрегионального перераспределения водных ресурсов. Водноресурсная логистика – междисциплинарное направление комплексного решения социально-экономических, экологических и геополитических проблем. При выборе оптимальных путей межрегиональной транспортировки вод приоритетными задачами являются разработка ее международных правил и минимизация ущерба окружающей среде. Страны, участвующие в такой деятельности, станут лидерами на формирующемся международном рынке водных ресурсов и укрепят свое геополитические влияние.
    Ключевые слова: управление водными ресурсами, кризис водопотребления, геополитика, международный рынок.


    Suzdaleva A.L. Water resources logistics: international dimension – World Economy and International Relation. 2017. Vol. 61, no. 11, pp. 5-12.
    Abstract. The world crisis of water consumption predicted in the next decades requires the creation of institute of global inventory management of fresh water resources. In many areas of the Earth their shortcoming already became now a factor of deterioration in an economic and socio-political situation. Deficit of water suitable for use in these regions in many cases causes shortage of food and emergence of uncontrollable mass migration of the population. At the same time, large volumes of fresh water on the planet are not used. Global warming and increase in many rivers’ streamflow ensures that the quantity of such potentially available water resources constantly increases. Liquidation of regional crises of water consumption and prevention of world crisis in this sphere are possible only on the basis of increased efficiency of world water consumption which can be estimated as a ratio between the amounts of available (now in use) and potentially available water resources. Creation of institute of global inventory management of fresh water will demand the formation of a system of interregional redistribution of water resources. The basis for it is the water resources logistics — a new cross-disciplinary direction of scientific and practical activities providing the complex solution of the social and economic, environmental and geopolitical problems connected with resource shortage of fresh water. The water resources logistics must provide optimum ways of large-scale interregional water transfers. The related tasks are the development of the international rules of these activities and the minimization of environmental damage. The material basis of water resources logistics is presented by the hydro technical systems created for inter-basin (inter-regional) redistribution of river flows (river flows transfer). This activity acquires the increasing scale. Now, more than 200 hydro technical systems function over interbasin redistribution of river flows. Their productivity is about 600 km3/year. Besides, in various countries another 79 similar projects are developed. Their implementation will increase amount of inter-regional water transfer up to 1000 km3/year. The countries supporting these activities will become leaders in the emerging international market of water resources and will strengthen their geopolitical influence.
    Keywords: water resources, management, crisis, water consumption, water geopolitics, international market.
    файл 6p6.docx


    файл 6p6.pdf
ВВЕРХ